Первые шаги в гальванике. Часть 2.

Как подготовить поверхность детали под покрытие.

Коррозия

Коррозия

Подготовка поверхности – одна из важнейших операций в гальваники, от которой зависит качество нанесенного покрытия. Она включает: механическую обработку, обезжиривание моющими растворами, электрохимическую обработку и травление.

Механическая обработка детали выбирается с тем расчетом, что после нанесения покрытия класс чистоты поверхности снизится на 1-2 единицы в зависимости от металла покрытия и его толщины. Особое внимание следует обратить на резьбовые соединения, которые могут потребовать дополнительной обработки после покрытия.

После тщательной промывки в горячей проточной воде детали отправляют в ванну электрохимического обезжиривания, где анодно ( за счет подтравливания) или катодно (под потоком выделяющегося водорода) снимаются остатки загрязнений. Поверхность считается чистой, если после окунания вода стекает сплошной пленкой, т.е. при достижении полной смачиваемости поверхности.

Процесс травления зависит от материала деталей, конструкции и наносимого покрытия. Большие проблемы возникают при наличии окалины, возникающей в процессе механообработки. Не допустимо обрабатывать сборочные узлы, паяные соединения, т.к. возможны подтравы. Но если это крайне необходимо, дорогие технологи, требуйте соответствующей записи в чертежах.

О нанесении гальванического покрытия читайте далее.

New!

Похожие публикации:

Запись опубликована в рубрике Советы молодым специалистам. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев: Первые шаги в гальванике. Часть 2.

  1. Владимир говорит:

    Уважаемая Галина Владимировна, существует море вариантов, но мне необходим один и сто процентный вариант обезжиривания алюминиевых деталей из литейных сплавов (АК-5М2, АК-9, АК-12М2 ) Большинство советует перхлорэтилен, после обезжиревания, даже не нужна промывка водой. Мне очень важно Ваше мнение.
    Заранее благодарен,
    С уважением к Вам.
    Владимир.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Владимир!
      Для алюминия действительно вполне подойдет обработка в перхлорэтилене, при этом промывка не требуется. Однако, в зависимости от вида загрязнений, часто этого бывает недостаточно, поэтому после просушки детали поступают на химическое обезжиривание.
      Для алюминия подойдет раствор, содержащий, г/л:
      Гидроокись натрия 8 – 12
      Натрий фосфорнокислый 20 – 50
      Стекло натриевое жидкое 25 – 30
      Температура 40 – 70С, время 3 – 10 минут
      Или можно использовать универсальный раствор обезжиривания, содержащий 20 — 30г/л моющего средства «Лабомид», температура 60 – 80С, время обработки 3 – 10минут.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  2. Петр говорит:

    Уважаемая Галина Владимировна!
    Если возможно, подскажите причины возникновения вспучивания трехслойного покрытия Н12 М6,0 О — Ви12 на материале сплав АМц
    с уважением Кузнецов Петр Петрович

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Петр Петрович!
      Проблема адгезии трехслойного покрытия на алюминии возникает довольно часто, чтобы добиться стабильных результатов мы потратили на ее решение не один год.
      Предварительно могу Вам порекомендовать следующее:
      • заменить гальванический никель на химический;
      • пересмотреть технологический цикл подготовки поверхности перед покрытием;
      • ввести промежуточный отжиг.
      Можете приобрести технологию у нас, предварительно выслав техническое задание с требованиями по адгезии и условиями эксплуатации.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  3. Петр говорит:

    Здравствуйте Галина Ивановна!
    Возможен ли вариант покрытия нескольких образцов алюминия АМг3 трехслойным покрытием Н12 М6,0 О — Ви12.
    В дальнейшем будет рассмотрен вариант закупки технологии
    С уважением
    Кузнецов П.П.

    • Koroleva говорит:

      Да, такой вариант возможен.
      Пишите на e-mail: koroleva@tep-nn.ru
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  4. Павел говорит:

    Уважаемая Галина Владимировна,

    подскажите, пожалуйста, возможные причины дефектов никелирования (первый слой никеля при технологии никель-медь-никель-хром) стальных деталей. Процесс идет не стабильно (зимой было лучше). Могут оставаться белые пятна на поверхности, иногда в виде разводов, на которые уже не ложится ровно. Также бывает и отслаивание покрытия. Форма и размер деталей особого значения не имеют при возникновении этих дефектов. Детали (авто и мото) ранее были покрыты (медь-никель-хром), но перед покрытием шлифовались механическим способом до металла. Проверяли, фильтровали электролит — вроде стало получше, но все равно брак регулярно. Может на температуру обратить внимание? А может это дефект обезжиривания — травления? Я к сожалению не технолог, а скорее клиент и приходится гадать о причинах, а предприятие работает с заметным процентом брака, и тоже как и я хотят решить эту проблему.
    Буду очень признателен за любые ваши предположения. Спасибо.

    С уважением,
    Павел

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Павел!
      По характеру дефектов очень похоже, что причина отслоений в подготовке поверхности, а точнее – в методе снятия старого покрытия. Хром очень твердый металл и до конца шлифовкой снять его никогда не удается. При этом он проникает в поры основного металла, что сказывается на адгезии (по хрому, даже если он присутсвует в порах) осадить покрытие практически невозможно).
      Удаление недоброкачественных хромовых покрытий с подслоем никеля со стальных деталей рекомендуется проводить анодным растворением в 80%-ном растворе серной кислоты при плотности тока 3 – 5 А/дм2.
      Медное покрытие со стали можно снять химически травлением в растворе, содержащем хромовый ангидрид 500г/л и серную кислоту 50г/л при комнатной температуре.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  5. Олег говорит:

    Здравствуйте уважаемая Галина Владимировна!
    Подскажите пожалуйста возможные причины вздутия (точечные пузыри) кадмиевого покрытия НФ на точеных крепежных деталях (без пескоструйной операции), в резьбе и на острых кромках крепежа?
    А также появление узоров на точеных плоских поверхностях при аналогичном покрытии?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Олег!
      Причины вздутия при кадмировании в сульфатно-аммонийном электролите, как правило, бывают исключительно из-за плохой подготовки поверхности.
      Темные полосы и узоры исчезнут, если Вы проработаете электролит и немного его подогреете (до 30 С).
      На будущее учтите, что при приготовлении электролита диспергатор следует добавлять
      малыми порциями с периодической проработкой.
      Желаю успехов!
      Королева Галина Владимировна.