Анодирование алюминия.

Особенностью алюминиевых сплавов является наличие на поверхности окисной пленки Al2O3, которая образуется на воздухе ввиду того, что алюминий обладает значительным электроотрицательным потенциалом. Эта пленка сообщает металлу некоторую пассивность, но не предохраняет от коррозии ввиду малой толщины (5-20 мкм) и высокой пористости. Лучший способ  защиты алюминия от коррозии – создание на поверхности искусственных оксидных пленок значительной толщины – это оксидирование алюминия, которое может осуществляться химическим способом или электрохимическим (анодирование).

При анодировании оксидная пленка образуется в результате анодного окисления и хорошо защищает металл от атмосферной коррозии, служит грунтом под лакокрасочные покрытия, хорошо окрашивается.

При анодировании можно получать окисные покрытия с заданными свойствами: электроизоляционные, токопроводные, пористые, пластичные, твердые и др. Свойства покрытия обусловлены видом сплава, составом электролита и режимом процесса.

Анодирование алюминия проводят в сернокислом, хромовокислом, щавелевом и сульфосалициловом электролитах.

При анодировании в сернокислом электролите пленки обладают высокой адсорбцией и коррозионной стойкостью. Это наиболее экономичный и доступный электролит анодирования, но процесс требует охлаждения и кислотоупорной футеровки ванн. В серной кислоте не рекомендуется проводить анодирования деталей с узкими зазорами, клепаными соединениями, от которых трудно отмыть кислоту.

Хромовокислый электролит рекомендуется для анодирования деталей сложной формы. Его достоинство – сохранение чистоты обработки поверхности и размеров деталей при анодировании, высокая эластичность пленок, коррозионная стойкость без дополнительной обработки. Недостатки анодирования в этом электролите: высокая стоимость реактивов, необходимость нагрева, сложность контроля.

Анодирование  в щавелевокислом электролите проводят для получения электроизоляционных покрытий различной степени окраски в зависимости от толщины пленки: серебристый цвет при толщине 5мкм (t = 250C), желтый – при толщине 15мкм (t = 400C), коричневый – 100мкм (t = 500C). Содержание щавелевой кислоты при анодировании: 40 – 60 г/л, температура 15 – 25 0С, анодная плотность тока 2,5 – 5 А/дм2, время выдержки 90 – 120 минут, при этом напряжение на ванне достигает 120В.

Радужное анодирование

Радужное анодирование

Анодирование с окраской в различные цвета

Анодирование с окраской в различные цвета

Для нанесения покрытия Ан.Окс. на алюминиевые деформируемые сплавы анодирование проводят в электролите, содержащем 170 – 200 г/л серной кислоты при температуре 15 – 230С, ДА = 0,5 – 2 А/дм2, напряжении на ванне 10 – 20 В. Продолжительность процесса анодирования зависит от дальнейшей обработки: с уплотнением хроматами — 30 – 50 минут, с последующим окрашиванием после анодирования органическими красителями – 60 – 80 минут.

При покрытии Ан.Окс.тв. анодирование проводят при пониженной температуре от 0 до – 70С при тех же концентрациях. Анодная плотность тока 2,5 – 5 А/дм2, катоды – сталь 12Х18Н9Т. С увеличением концентрации серной кислоты в процессе анодирования  пленка растет медленнее, так как возникает подтравливание и пористость.

Интересный вид анодирования – эматалирование проводят в растворах на основе щавелевой кислоты с добавлением органических кислот и солей. При анодировании получается непрозрачная пленка, напоминающая эмаль от светло-серого до темно-серого цвета с высокой твердостью и большим удельным сопротивлением.

Качество процесса анодирования, безусловно, зависит от подготовки поверхности перед анодированием, о чем упоминалось ранее (см. «Первые шаги в гальванике.Часть 2»).

При выполнении процесса анодирования надо помнить о мерах безопасности (см. «Безопасная гальваника»). На участке приготовления электролитов для анодирования при работе с кислотами необходимо пользоваться защитными очками и средствами индивидуальной защиты. Берегите свое здоровье!

Процесс анодирования алюминия очень перспективный, так как позволяет получать даже полностью прозрачные пленки без алюминиевой основы с заданными значениями параметрами: сопротивление, толщина, твердость и др.

Обращайтесь к нам, поможем в разработке всего нового!

New!

Похожие публикации:

Запись опубликована в рубрике В помощь технологам. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

58 комментариев: Анодирование алюминия.

  1. ирина говорит:

    Добрый день, подскажите, пожалуйста возможную причину выхода из строя ванны сернокислого анодирования: температура электролита при работе была повышена (+27град.), через несколько минут после выгрузки деталей из ванны, поверхность электролита покрылась «шапкой» из губчатого черного осадка, а сам электролит приобрел розовый оттенок из-за мельчайшей розовой взвеси. Фильтруется без проблем. Предполагаем, что по ошибке поменяли полярность штанг, вследствие чего произошло растворение свинцовых анодов и, возможно, медных подвесок (уровень электролита был чуть выше нормы). Заранее благодарю за консультацию.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Ирина!
      Безусловно, черный губчатый осадок может получиться только при окислении
      свинца, а это возможно, если на нем выделяется кислород, т.е. идет анодный
      процесс.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  2. Ирина Овсянникова говорит:

    Здравствуйте, Галина Владимировна!
    Подскажите, будет ли разница в защитных свойствах анодных пленок, уплотненных горячей водой и раствором хроматов, и какой способ уплотнения предпочесть?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Ирина!
      Разница в защитных свойствах анодных пленок, уплотненных в горячей воде и раствором хроматов обязательно будет, поэтому способ уплотнения выбирает конструктор в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на изделие.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  3. Михаил говорит:

    Добрый день.
    Анодировали алюминий с р-р серной кт получалась пленка серого цвета, хорошо окрашивалась и тд.
    Сегодня анодировали и при том же процессе получилась абс прозрачная пленка , почему такое произошло ? Могло ли это произойти от пониженной температуры электролита ? Возможно перестарались с охлаждением все остальное вроде тоже самое, просто чудеса )

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Михаил!
      Безусловно, такое может быть, если температура электролита меньше 15 градусов.
      Введите перемешивание и проверьте плотность раствора, т.к. от концентрации электролита толщина пленки тоже очень зависит.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  4. Рустам говорит:

    Здравствуйте,
    Нужно упрочнить поверхность алюиния. Сделал на стороне оксидирование в серной кислоте с последующей пропиткой хроматами. Но пленка не очень твердая. Если я положу детали в серную кислоту и подержу любое время наростет ли пленка оксида алюминия и не раствориться и уже существующая .

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Рустам!
      Если Вы положите детали в серную кислоту, то пленка оксида от этого не нарастет.
      Чтобы получить твердое оксидное покрытие необходимо было задать не анодирование в серной кислоте, а нанесение покрытия Ан.Окс.эмт. (эматалирование). Его твердость в 2 раза выше, чем у обычного Ан.Окс. покрытия. Для этого применяются другие электролиты (щавелевая кислота или борная с хромовым ангидридом).
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  5. Nikita говорит:

    Здравствуйте, Галина Владимировна! В процессе анодирования алюминия у нас образуется шлам, порядка 30 тонн в месяц. Не может найти ему применение. Сдаем его как отходы. Возможно ли его дальнейшее использование?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Никита!
      Вопрос применения гальванических отходов поднимается на каждой конференции по гальваническим покрытиям. Предложений было много, но практического применения они так и не нашли. Промывные воды нейтрализуются на очистных сооружениях, а твердые вещества в виде фильтрационных лепешек вывозятся на шлакохранилище.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  6. Дмитрий говорит:

    Подскажите, пожалуйста, какой взять электролит для анодирования декоративного под золото алюминия? И какая нужна предварительная обработка поверхности, если деталь имеет остатки полировальной пасты?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Дмитрий!
      Перед проведением процесса анодирования детали необходимо обезжирить в органическом растворителе, чтобы полностью снять полировальную пасту. Потом обезжирить химически в тринатрийфосфате (см. «Обезжиривание поверхности», опубл. в блоге 14.06.2011г.), осветлить в азотной кислоте, промыть проточной водой (см. «Травление поверхности», опубл. в блоге 21.06.2011г.).
      Опубликованные статьи можно найти через меню «Архив» или «Поиск» на главной странице блога.
      Для нанесения покрытия Ан.Окс. на алюминиевые деформируемые сплавы анодирование проводят в электролите, содержащем 170 – 200 г/л серной кислоты при температуре 15 – 23С, Да = 0,5 – 2 А/дм2, напряжении на ванне 10 – 20 В. Продолжительность анодирования для процесса с последующим окрашиванием органическими красителями – 60 – 80 минут. (см. статью «Анодирование алюминия» от 23 04. 2011г.).
      Деталь можно красить в любые цвета, но наиболее эффектной является окраска анодированного алюминия под золото. Под желтое золото анодированный алюминий можно окрасить раствором: кислотный оранжевый краситель 2Ж – 0,1 г/л, кислотный желтый краситель 3 – 0,1 г/л. Температура раствора – 17–20С, время окрашивания – 5–7 мин.
      Эта краска предназначается для окрашивания шерсти и продается в хозяйственных магазинах.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  7. Elena говорит:

    Добрый Галина.
    Меня зовут Ольга, я начинающий химик-гальваника. Не могли бы вы посоветовать электролиты для цветного анодирования титана.
    Спасибо

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Ольга!
      Цветным анодирование титана мне заниматься не приходилось.
      Единственное, что могу посоветовать:
      в ГОСТ 9.305-86 есть состав по анодному окислению титана: кислота серная 180 – 200 г/л, температура 15 – 35 С, плотность тока 1,0 – 1,5 А/дм2, продолжительность 10 – 20 минут.
      Применяется для получения покрытия Ан. Окс.
      Обработку проводят при поддерживании плотности тока до повышения напряжения 18 – 20В, в дальнейшем оно самопроизвольно падает. Катоды – сталь 12Х18Н10Т.
      Цвет не нормируется: от светло-серого до темно-серого.
      Попробуйте, может, что-то Вас устроит.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  8. Николай говорит:

    Добрый день.
    Меня интересует, существует ли токопроводное анодирование (с сопротивлением до 1000 мкОм). Как они называются в документации и что используется для получения.
    Применяются ли такие покрытия в РФ?
    Спасибо.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Николай!
      Для алюминия существует токопроводное химическое оксидирование. Покрытие наносится окунанием (без применения тока). По ГОСТ 9.306-85 «Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Обозначения» это покрытие обозначается Хим. Окс.э. Величина сопротивления не указывается.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  9. Александр говорит:

    Добрый день!
    Скажите пожалуйста, есть ли возможность защитить определенные поверхности от анодирования? Или единственный вариант получить чистую поверхность — механическая обработка после нанесения покрытия?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Александр!
      Эффективно осуществить защиту от анодирования можно только при наличии резьбового соединения, установив заглушки из непроводящего материала (например, фторопласта). Во всех других случаях избирательное анодирование провести весьма сомнительно.
      Можно попробовать защитить химически стойким лаком ХВЛ или эмалями ХВ-1100, ПХВ-29.
      Насколько это подойдет для Вашего электролита – не могу сказать, надо пробовать.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  10. Алексей говорит:

    Здравствуйте, Галина Владимировна!
    В процессе Ан.Окс.Тв снижается класс чистоты поверхности, который восстанавливают механической обработкой окисной плёнки. В связи с чем мне задали вопрос о свойствах АнОкс плёнки, точнее о её рыхлости. Зависит ли пористость (рыхлость) плёнки от её толщины и какая часть плёнки более рыхлая, та что ближе к металлу или к внешней поверхности?

    С уважением, технолог Алексей.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Алексей!
      Пористость анодных пленок зависит от скорости растворения и скорости роста этих пленок, а эти факторы зависят от режима анодирования и состава электролита.
      Наиболее пористые верхние слои пленки, барьерный слой пленки, находящийся на поверхности металла имеет кристаллическое строение, но его толщина обычно составляет
      0,5 – 2,0 % от общей толщины пленки в зависимости от электролита.
      С уважением, Королева Галина Владимировна

  11. Лебединцев Андрей говорит:

    Галина Владимировна , добрый день. Скажите какой состав и режимы эматалирования необходимы для получения светлого, светло-серого покрытия на алюминии.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Андрей!
      Привожу состав электролита эматалирования, г/л:
      Калий-титан щавелевокислый 40-43
      Щавелевая кислота 1-2,
      Лимонная кислота 1-2
      Борная кислота 8-10
      рН 1,5-2,5; температура 55 – 60 С.
      При оптимальных условиях формируется покрытие серовато-молочного цвета толщиной 10 – 12 мкм. Цвет пленки зависит от состава сплава и температурного режима.
      На чистом алюминии, алюминиево-магниевых сплавах и сплавах типа Д1 формируются пленки светло-серого цвета, на кремнистых сплавах АЛ4, АЛ9 — темные несколько худшего декоративного вида.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  12. Виктория говорит:

    Здравствуйте,Галина Владимировна!!! Подскажите пожалуйста из какого материала должны быть изготовлены ванны для анодирования алюминия в сернокислом электролите. Я вычитала, что нужна кислотоупорная футеровка. Это что за материал такой? заранее большое спасибо

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Виктория!
      Для футеровки гальванических ванн от агрессивных сред, в том числе для анодирования, применяют металлические, пластмассовые или резиновые футеровки.
      Из металлических материалов используют свинец марок С1 или С2.
      Широко применяются полимерные материалы, как в виде свободного вкладыша, так и жестко прикрепленного к стенкам ванны. Наиболее распространенными в России является листовой винипласт (ПВХ), изготовленный методом прессования. При нагревании он размягчается и может принимать любую форму. Температурный диапазон его применения от 0 С до 60 С. При более низких температурах он охрупчивается.
      Можно применять листовой фторопласт Ф-2М , который выдерживает агрессивные среды при температуре от — 70 С до 130 С.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  13. Elena говорит:

    Здравствуйте, Галина Владимировна! Скажите пожалуйста, идут ли какие-нибудь тяжелые металлы в стоки от линии анодирования в серной кислоте

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Елена!
      При анодировании алюминия промывочные воды будут кислыми, щелочными или нейтральными в зависимости от процессов, от которых будет происходить унос. Нейтрализация таких промывочных вод будет иметь результатом выпадение большинства металлов в осадок, преобладать при этом будет алюминий. Эти осажденные гидроокиси могут быть отделены от промывочной воды и в последующем уплотнены (осушены). Потом они вывозятся на санкционированное место свалки.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  14. Олег говорит:

    Добрый день, Галина Владимировна. Столкнулись с дефектом при твердом анодировании в виде белых раковин. На поверхности деталей до анодирования дефектов не обнаруживали. Возможно ли, что какая-либо из примесей электролита может привести к подобному дефекту.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Олег!
      Качество пленки при покрытии Ан.Окс.тв. зависит, прежде всего, от состава сплава (наличие в нем примесей) и от концентрации серной кислоты. С увеличением концентрации серной кислоты в процессе анодирования пленка растет медленнее, так как возникает подтравливание и пористость.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  15. Дан говорит:

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли при анодировании алюминия использован катод из платинированного титана.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Дан!
      При анодировании алюминия в качестве катодов можно применять только сталь 12Х18Н10Т или свинец. Платинированный титан использовать нельзя, т.к. платина растворяется в горячей серной кислоте.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  16. Иван говорит:

    Здравствуйте Галина.
    Необходимо нанести покрытие Ан.Окс.хром . В чем производить уплотнение после ванны анодирования?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Иван!
      В соответствии с ГОСТ 9.306-85 «Покрытия металлические и неметаллические. Обозначения» Ан.Окс.хром. означает: покрытие анодно-окисное, получаемое в электролите, содержащем хромовый ангидрид.
      Состав электролита и режим анодирования по ГОСТ 9.305-84.
      Информация о составе уплотнителя не приводится, вполне вероятно, что в данном случае уплотнение не требуется.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  17. Виталий говорит:

    Добрий день. Подскажите пожалуйста реагент и особенности получения оксида алюминия черного цвета

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Виталий!
      Черный цвет на алюминии можно получить при оксидировании в растворе
      состава, г/л:
      Молибденовокислый аммоний 10 — 20
      Хлористый аммоний 5 — 15.
      Температура раствора 90 – 100 С, время обработки 2 — 10 мин.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  18. Василий говорит:

    Здравствуйте,
    Подскажите пожалуйста почему в процессе анодирования не получаешься декоративного «серебристого» покрытия (получается какой то серый цвет на фрезерованных поверхностях)?
    На некоторых марках алюминия получается серебристый цвет, на некоторых серый
    С уважением,
    Василий

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Василий!
      Внешний вид, качество и свойства окисных пленок зависят от чистоты алюминия, состава сплава, природы электролита, а также от вида обработки поверхности до оксидирования и дополнительной обработки пленки.
      Чистый алюминий лучше поддается анодированию, чем его сплавы. Примеси в сплавах в процессе анодирования могут растворяться, окисляться или оставаться неизменными. Кремний, входящий в ряд сплавов, не окисляется и не растворяется во времени анодирования, а остается в пленке в виде серо-черного порошка. На сплавах с большим количеством кремния не удается получить декоративных пленок.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  19. Александр говорит:

    Добрый день, у нас на предприятии процессе анодирования в серной кислоте «горит» алюминиевая проволока на которой навязаны детали. Галина Владимировна, подскажите в чем может быть причина, спасибо.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Александр!
      Прожиг происходит из-за плохого контакта.
      Перед завешиванием проволоку надо протравить, т.е. очистить от оксидной пленки, которая образуется в процессе анодирования, как на деталях, так и на проволоке, повышая ее сопротивление.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  20. Ирина говорит:

    Добрый день! Скажите пожалуйста,чем можно защитить поверхность детали,которая не должна покрываться при анодировании в серной кислоте при температуре минус 8 минус 10. Перед анодированием производится травление (NaOH при 60 градусах цельсия) и осветление в азотной кислоте. Спасибо!

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Ирина!
      Защиту от анодирования можно осуществить только при наличии резьбового соединения, установив заглушки из непроводящего материала (фторопласта). Во всех других случаях избирательное анодирование провести весьма сомнительно. Можно попробовать защитить химически стойким лаком ХВЛ или эмалями ХВ-1100, ПХВ-29.
      Лак наносить после травления в щелочи и осветления в азотной кислоте.
      После нанесения изоляции (операцию производить в перчатках) и просушки лака детали дополнительно осветлить в азотной кислоте.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  21. Владимир говорит:

    какой сплав алюминиевого листа 5мм лучше подходит при сернокислом анодировании (амг2-?)

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Владимир!
      Анодировать в серной кислоте можно любой алюминиевый деформируемый сплав.
      Ограничения только по содержанию меди в сплаве: не более 4,5%.
      Сплав АМГ 2 под ограничения не подпадает, в нем содержится меди много меньше.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  22. Юрий говорит:

    Здравствуйте, Галина Владимировна!
    Скажите пожалуйста,можно ли при анодировании алюминия или дюрали в качестве катода использовать алюминиевые или дюралевые пластины?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Юрий!
      Для получения покрытия Ан.Окс. на алюминии и его деформируемых сплавах в растворе:
      Кислота серная 180 – 200 г/л при температуре 15 – 23 С и плотности тока 0,5 – 2,0 А/дм2 в качестве катодов можно использовать алюминий марки А00 по ГОСТ 4784.
      Если Вам надо получить покрытие Ан.Окс. тв., то применяется тот же электролит, но температура от 0 до -7С. Катоды в этом случае должны быть изготовлены из стали 12Х18Н9Т или из свинца.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  23. Алёна говорит:

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, в чем отличие между Ан.Окс.хр и Ан.Окс. хром, кроме состава электролита анодирования. Можно ли заменить второе покрытие первым? Какой состав электролита у Ан.Окс.тв.?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Алена!
      В соответствии с ГОСТ 9.306-85. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Обозначения.
      1)Покрытие «Ан.Окс.хром.» означает, что анодно-окисное покрытие получаемое в электролите, содержащем хромовый ангтдрид.
      2)Обозначение покрытия «Ан.Окс.хр» уже давно не применяется, и в указанном ГОСТе его нет.
      3) Покрытие Ан.Окс.тв. проводят из электролита состава, г/л:
      Серная кислота 180 – 200 при t= от 0 до -7 С, ДА = 2,5 – 5 А/Дм2.
      или
      Серная кислота 300 – 380 при t= от -5 до -8 С, ДА = 0,5 – 2,5 А/Дм2.
      или
      Серная кислота 180 – 200
      Кислота щавелевая 10-20 при t= от +10 до +25 С, ДА = 2 – 5 А/Дм2.
      4)Есть еще «Ан.Окс.тв.нхр.», что означает: анодно-окисное твердое покрытие, наполненное в растворе хроматов.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  24. Игорь говорит:

    Здравствуйте, Галина Владимировна.
    В последние годы часто сталкиваемся с тем, что при эматалировании в составе
    — ангидрид хромовый 30-35 г/л
    — кислота борная 1-2 г/л при Т=38-45С
    плёнки получаются полупрозрачные, через них видны следы предшествовавших покрытию операций мехобработки, что категорически не принимается заказчиком. При этом проверку каплей на защитные свойства покрытие проходит.
    С чем может быть связан данный дефект?
    С уважением, Игорь.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Игорь!
      1)По ГОСТ 9.301-86 «Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования» : «Цвет покрытия Ан.Окс.эмт. от светло-серого до темно-серого, в зависимости от применяемого сплава, эмалевидное. Оттенок не нормируется.»
      2)В этом же ГОСТе приводятся требования к основному металлу:
      «На поверхности не допускаются:…заусенцы, расслоения и трещины,…поры, раковины».
      3)В этом же ГОСТе приводятся требования к поверхности покрытий:
      «Если нет специальных указаний в КД, не являются браковочными признаки:
      следы механической обработки и другие отклонения, допускаемые НТД на основной металл».
      Рекомендую перед покрытием тщательно проверять состояние поверхности деталей и согласовывать с разработчиками, но кроме того, полупрозрачными детали быть не должны, причина может быть в нарушении режима осаждения, проверьте.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  25. Наталья говорит:

    Здравствуйте, Галина Владимировна!
    Подскажите, пожалуйста, чем отличается покрытие Ан.Окс.эмт. от Ан.Окс.эмт.тв.? Можно ли использовать покрытие Ан.Окс.эмт. для сборочной единицы, имеющей сварные швы, контактную сварку, труднодоступные полости?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Наталья!
      Согласно ГОСТ 9.306-85 ЕСЗКС. «Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Обозначения» покрытие Ан.Окс.эмт.тв. (твердое) следует получать в электролите, содержащем щавелевую кислоту и соли титана. Электролит допускает обработку литейных сплавов.
      Покрытие Ан.Окс.эмт. получают в электролите, содержащем борную кислоту и хромовый ангидрид. Электролит предназначен для деформируемых сплавов.
      Отличаются эти покрытия твердостью. Возможность замены покрытия решает конструктор по согласованию с технологом.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  26. Валентина говорит:

    Добрый день, Галина Владимировна! На сплавах Д16 после покрытия Ан.Окс.хром детали имеют разный цвет: прозрачный с чуть заметным радужным оттенком и непрозрачная молочная пленка разных оттенков серого цвета. От чего это зависит и как доказать заказчику, что это в пределах нормы? Или может все-таки разные сплавы при изготовлении брали? Помогите разобраться. Спасибо!

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Валентина!
      Согласно ГОСТ 9.301-86 «Покрытия металлические и неметаллические. Общие требования»: «Цвет покрытия Ан.Окс.хром от молочного до серого, возможны радужные оттенки».
      Перед покрытием рекомендую проводить входной контроль, т.к. прежде всего, цвет пленки зависит от состава сплава.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  27. Михаил говорит:

    Здравствуйте! Можно применять для охлаждения ванной с раствором серной кислоты трубку из алюминия по которому будет циркулировать фреон. Процесс тв.анод д16т при -10 до 0 гр.С. Не будет ли протравливания? Спасибо

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Михаил!
      Трубку из алюминия для охлаждающего агента использовать нельзя, т.к. в разбавленной серной кислоте алюминий будет растворяться с образованием сульфата и водорода.
      Процесс твердого анодирования идет при минусовых температурах, но в нерабочем состоянии электролита температура серной кислоты – комнатная!
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  28. Наташа говорит:

    Здравствуйте, какой вид перемешивания электролита лучше использовать при эматалировании алюминия? Сжатый воздух или механическое?
    Катоды лучше нерж.стальные или алюминиевые?

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Наташа!
      При эматалировании алюминия рекомендуется интенсивное перемешивание можно механическое или воздушное.
      Катоды – сталь Х18Н10Т или свинец.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.

  29. Виктор говорит:

    Добрый день Галина Владимировна.
    При анодировании алюминиевого сплава Д16Т в растворе серной к-ты 190 гр/л
    материал катодов — свинец,на поверхности катодов чуть выше «зеркала»поверхности раствора образуется налёт меди.
    Подскажите причину , возможные дефекты на анодированных деталях и
    способ устранения этого явления,если оно критично.
    Спасибо.

    • Koroleva говорит:

      Здравствуйте, Виктор!
      Налет меди на алюминиевых деталях образуется в том случае, когда в качестве материала подвесок используется медь, что недопустимо. Медь подтравливается и контактно осаждается на алюминий, как более электроотрицательный металл, что недопустимо.
      Подвески необходимо изготавливать из титана или алюминия.
      С уважением, Королева Галина Владимировна.